Первый логистический провайдер в Поволжье

Русский English Deutsch
Средневолжская Логистическая Компания
складской комплекс

Пресса о нас

Проблемная логистика

У самарского логистического рынка большие перспективы. Правда, как отмечают игроки, в этом сегменте имеются и проблемы. Основной из них является отсутствие четкого взаимодействия между всеми участниками этого процесса, начиная от поставщиков и заканчивая потребителями. Обсуждению этих проблем и перспективам самарского рынка логистики был посвящен круглый стол, организованный «Советником» и Торгово-промышленной палатой Самарской области.

На перепутье всех дорог

Практически все участники самарского логистического рынка единодушны во мнении, что наш регион уникален своим местоположением. Географическое положение Самарской области таково, что здесь пересекаются транспортные потоки с севера на юг и с востока на запад. С одной стороны, это должно давать области возможности и преимущества в сфере логистики. Правда, как отмечают участники, не все так радужно в нашем регионе, как хотелось бы. Дело в том, что рынок развивается по территории России неравномерно. Основные грузопотоки как были, так и остались в Москве и Санкт-Петербурге. Через эти два города проходит основная масса грузов. Причем в столичные логистические центры попадает не только продукция, поступающая извне в нашу страну, но и российские товары, предназначенные для регионов. Правительство выступает против такого положения вещей, поскольку, в зависимости от времени года, от 45% до 60% грузопотоков, проходящих через Московскую область, предназначено для потребления вне этого региона. А это создает определенные проблемы жителям Московской области. Изменить такое положение вещей в теории может строительство крупных логистических комплексов в регионах. В Самарской области этот процесс идет в течение последних нескольких лет.

Склады на любой вкус

Существует мнение, что сейчас в области ощущается нехватка складов. В то же время участники рынка говорят, что складская логистика развивается. В настоящее время в нашем регионе наблюдаются два направления строительства складских помещении – для себя и для сдачи в аренду. По первому пути идут крупные компании, которым необходимы собственные распределительные центры. Естественно, второй путь выбирают логистические операторы, готовы предоставлять свои площади любым клиентам без ограничений. И таких с каждым годом в Самарской области становится все больше. Кроме того, о своих планах по строительству терминалов в нашем регионе начали говорить некоторые крупные зарубежные логистические операторы.

В Самарской области живет более трех миллионов человек. В Европе средний показатель по количеству качественных складов составляет 250 кв. м на тысячу человек населения. Если исходить из этих цифр, то емкость рынка нашего региона должна быть в пределах 750 тысяч кв. м.

Но Самара – это не Москва и не Санкт-Петербург. И многие это прекрасно понимают. Кроме Екатеринбурга, Новосибирска, Москвы и Санкт-Петербурга, у логистических операторов, в том числе и в Самарской области, наблюдаются одни и те же проблемы: в регионах уровень потребления товаров невысок. Это объясняется низкой платежеспособностью населения. В связи с этим многие ритейлеры не готовы организовывать распределительные центры в Самарской области. Но, как считают местные игроки, это дело вполне поправимое. И уже наблюдается положительная динамика. Денежный оборот клиентов логистических операторов в год в нашем регионе, по некоторым оценкам, увеличивается на 40%. И эта тенденция сохраняется. Соответственно есть перспективы, и рынок еще не занят. В принципе, все площади, которые будут построены в ближайшие год-два, будут заняты, поскольку сейчас благосостояние населения растет. Область начинает больше потреблять. И соответственно потребляют больше окружающие ее регионы. В связи с этим рынок с течением времени будет наполняться из-за того, что потребление всех товаров будет расти.

Другое дело, что сейчас многие компании заявляют о строительстве складских терминалов класса А. Но как показывает практика, не все самарские компании пока готовы к этому. Доходит дело даже до курьезных случаев, когда возникает потребность просто в сухом подвале. Некоторых клиентов останавливает высокая, по их мнению, стоимость хранения товаров в складских помещениях класса А. Многие считают, что смогут сами обеспечить собственный склад, и это будет дешевле. Но при этом не учитывают ряд косвенных расходов, куда входит зарплата дополнительного персонала, а также транс¬портная составляющая.

Автомобиль, рельсы или самолет

К сожалению, сейчас еще не все понимают, что логистика – это целый комплекс услуг, а не только склады, на которых лежат товары. Очень важное место в этой сфере по праву занимает транспорт, ведь любой груз сначала нужно доставить на склад, а потом, когда потребуется, отвезти его клиенту. Осуществить это можно различными способами, ведь в нашем регионе развиты все виды транспорта – автомобильный, железнодорожный, речной и авиационный. И клиент волен сам выбирать, с помощью чего доставлять груз. Другое дело, что у каждого способа есть свои плюсы и минусы. Сами участники рынка говорят, что, в отличие от складов, транспортный сегмент в Самарской области уже заполнен. Плюсом автомобильных перевозок является высокая мобильность. Ведь доставить товар к магазину железнодорожным вагоном или самолетом сейчас нельзя. Поэтому недостатка в клиентах у автомобильных перевозчиков в ближайшее время не ожидается. Другое дело, что с увеличением грузопотоков резко увеличивается число большегрузных автомобилей в нашем городе, что впоследствии сказывается на состоянии дорог. Кроме того, ДТП с участием фур в городе нередко приводят к многокилометровым пробкам. Не стоит забывать и про вредные выбросы в атмосферу. За рубежом это давно уже поняли и смогли найти решение большинства проблем. Как правило, складские терминалы располагают в пригородах, а доставку товара в магазины, если это возможно, осуществляют небольшими фургонами.

Не стоит забывать, что сейчас автомобильные перевозки являются самым дешевым и быстрым видом транспорта. К примеру, автомобилем провести груз на две тысячи километров часто выходит дешевле, чем по железной дороге. При этом экономятся и время, и деньги. Стоимость отправки контейнера, например, до Новосибирска может составлять 70 тысяч рублей, и ехать в лучшем случае он будет три недели. В то время как некоторые владельцы фур готовы осуществить доставку за пять дней и 50 тысяч рублей. Правда, так работать готовы не все, в крупных фирмах могут попросить и 100 тысяч рублей.

В то же время у автотранспортных предприятий есть и собственные проблемы. Одной из главных является состояние автопарка. Сейчас он у перевозчиков как минимум на 50% состоит из десятилетних машин. При этом автопарк практически никак не обновляется. Кроме того, участники рынка говорят об отсутствии нормальных ремонтных баз в Самарской области. Также ощущается острая нехватка специалистов в автотранспортной области, начиная с водителей и заканчивая слесарями. В некоторых компаниях средний возраст водителей 40 лет. Слесарей – примерно такой же. Молодежи проще идти на рынок и торговать. Как заявляют некоторые перевозчики, сейчас они не готовы платить достойную зарплату своим сотрудникам.

Для перевозок на большие расстояния и грузов большого объема логисты по большей части предпочитают использовать железнодорожный транспорт, который до сих пор считается самым надежным способом доставки. Но и тут есть свои подводные камни. К примеру, клиент никак не может повлиять на скорость доставки, поскольку есть определенные нормы передвижения вагона или контейнера. Как правило, они составляют 300 км и 150 км в сутки соответственно. К тому же если сейчас говорить о развитии среднего и малого бизнеса, то обычно в этом случае речь идет о небольших партиях товаров. Для их доставки требуются малотоннажные и среднетоннажные контейнеры. Но в последнее время, по словам экспедиторов, отправить по железной дороге небольшие партии нет никакой возможности. Потому что железная дорога как монополист списывает среднетоннажные контейнеры. Сейчас очень много предприятий, которые не могут технологически отправлять большие контейнеры – у них просто нет столько груза. Или груз достаточно компактный, но по массе большой. Но у железной дороги нет ни среднетоннажных контейнеров, ни подвижного состава, чтобы их возить. На фоне всего этого остается забытым такой вид транспорта, как самолет. А ведь переправлять некоторые виды грузов по воздуху было бы экономически целесообразно. Но все портят постоянные скачки цен на авиакеросин, из-за чего авиаперевозчики постоянно поднимают свои тарифы.

Перспективы развития

Казалось бы, у самарского рынка логистики очень большие перспективы, и ему есть куда расти. Но для этого, как отмечают участники круглого стола, необходимо наладить полное взаимодействие между всеми участниками этого сегмента. К тому же есть еще и неосвоенные области. Такие, как, например, страхование грузов.

Александр Зиновьев - заместитель генерального директора ОАО «Средневолжская Логистическая Компания»

- Я считаю, что потенциал логистики во всех ее проявлениях в Самарской области очень большой. И ее нужно развивать и двигать на цивилизованный уровень. Наша область относится к ряду успешно развивающихся областей. У нас идет развитие производства промышленных товаров, ритейла, продуктов питания. Поэтому в ближайшей перспективе склады пустовать не будут. Что касается самарских перевозчиков, то не надо бояться, что тебя поглотят. Иностранные компании работают на самарском рынке, но при этом их водители в состоянии получить ипотеку в банке. И они работают по тарифам, которые ниже тех, что предлагают самарские компании. Не надо бояться работать. Надо от базара переходить к организованному рынку.

Валерий Ульянов
Павел Сидоров
Евгений Курдов
Виктория Сухарева
Самарский Советникъ
№55(83), 04.08.2008 г.

© 2006-2018 ООО «Средневолжская Логистическая Компания»
Rambler's Top100 Rambler's Top100   Рейтинг LogLink.ru Российская Федерация, 446435, Самарская обл.,
г. Кинель, ул. Промышленная, 13
Web: http://www.svlk.ru, E-mail: info@svlk.ru
Разработка сайта, поддержка сайта

Разработка сайта, поддержка сайта — «Онлайн-Проект»