Первый логистический провайдер в Поволжье

Русский English Deutsch
Средневолжская Логистическая Компания
складской комплекс

Пресса о нас

Региональная экспансия розничных сетей создала предпосылки к формированию логистической системы Поволжья. Особую роль в этом процессе играет Самарская область, имеющая выгодное для строительства складских терминалов географическое положение

Самарская область на пороге логистического бума. Только в 2006 году в регионе появится более 50 тыс. кв. м новых складов, заявленных как класс А. Это 80% от имеющихся складских площадей и порядка 400% от площадей высокого класса. Катализаторами развития выступают сетевая розница и пришедшие за ней дистрибьюторские компании, рассматривающие Самару как логистический центр, предназначенный для обеспечения поставок по всему Поволжью. В январе 2006 года свой терминал запустит региональный ритейлер "Самара-продукт". Планы строительства распредцентров, рассчитанных на Поволжье, обсуждают сети "Перекресток", "Metro". "Тандер-Самара", франчайзи федеральной сети "Магнит", подыскивает площадку под строительство регионального терминала в Самаре.

По мнению экспертов, естественный рост товаропотоков с развитием розницы и потребность бизнеса в логистической инфраструктуре смогут преодолеть столичное лобби, в результате деятельности которого основные потоки товаров идут сегодня в регион через Москву и Санкт-Петербург. Провайдеры-логисты надеются, что бизнес в поисках более эффективной схемы работы будет способствовать формированию соответствующей системы Поволжья, в первую очередь, в потенциальных логистических центрах - Самаре, Нижнем Новгороде и Казани. Опережая спрос, они выводят на рынок высококлассные объекты. Планы выхода на рынок есть и у девелоперских компаний.

Все только начинается

По данным ассоциации "Большая Волга", удельный вес регионов Поволжья в объеме розничной торговли РФ составил 13,5%, или 201,4 млрд рублей. Самый высокий товарооборот у Самарской области (1,4% от оборота розничной торговли РФ, или 2,7 млрд рублей). Хотя логистическая инфраструктура здесь еще только формируется.

Наибольшее количество складской недвижимости сосредоточено в Самаре и ее пригородах. Участники рынка оценивают площадь складских помещений здесь в 80 тыс. кв. м. В основном это перепрофилированные помещения классов С и D. Новые предложения, по мнению представителей логистических компаний, соответствуют классу В. К числу терминалов высокого класса относят объект компании "Нестле Фуд" (Кинель, 18 тыс. кв. м, построен в 2003 году) и складской комплекс "Средневолжской Логистической Компании" (СЛК) в Кинеле, включая открытый в 2005 году терминал площадью 10 тыс. кв. м.

По данным мониторинга московской компании "Swiss Real Group", развитие рынка складской недвижимости в большей степени характерно для Нижнего Новгорода. Благодаря своему положению на пересечении двух транспортных коридоров при слиянии рек Волги и Оки он активно развивается как грузоперерабатывающий центр. Среди крупных нижегородских объектов логистической инфраструктуры центр дистрибьюторской компании "Алиди" (Ждановск, 10 тыс. кв. м, построен в 2005 году), распределительный центр компании "Сладкая жизнь" (Дзержинск, 10 тыс. кв. м, построен в 2004 году) и транспортно-таможенный терминал "Логопром-Сормово" (Сормово, более 72 тыс. кв. м, открыт в 2003 году) - крупный проект федерального значения.

По мнению специалистов, активное развитие логистической инфраструктуры Нижнего Новгорода объясняется близостью к Москве, ключевому логистическому центру России. Между тем, как отметила пресс-секретарь "Русской логистической службы" Елена Безрукова, концентрируясь на московском направлении, Нижний Новгород практически не работает как региональный логистический центр.

По словам Андрея Иванова, президента НО "Поволжская логистическая ассоциация", централизация товаропотоков в столице - серьезная проблема для развития региональной логистической системы. "Волга, главная торговая артерия России, сегодня пуста, - констатирует он. - По реке идут только инертные и сырьевые грузы. Из рейсов загранплавания суда река - море возвращаются пустыми. Импортной загрузки нет. Никто не рискует ввозить товары FMCG (fastmoving consumer goods - товары массового потребления) и другие потребительские товары в контейнерах в Поволжье иначе как через Санкт-Петербург и Москву". По словам Иванова, у участников рынка есть стойкое опасение, что московские и питерские структуры не допустят возврата трафика на Волгу, с которой импорт ушел 75 лет назад, после закрытия в 1930 году Советом труда и обороны СССР Нижегородской ярмарки. "Если усилиями власти и бизнеса проблемы импортной дискриминации Поволжья будут решены, тогда начнется настоящий логистический бум", - резюмирует Андрей Иванов.

Предпосылки для этого есть. Прежде всего, речь идет об усилении товаропотоков внутри региона. Это связано с развитием сетей розничных операторов. Технологии их работы предполагают тщательно отстроенную логистику. "Нашими основными клиентами, в основном, являются крупные западные и российские производители товаров FMCG и DIY (do it yourself - товары для дома), сети по торговле электроникой, продуктовые розничные сети, - говорит Полина Винокурова, специалист по связям с общественностью Национальной логистической компании (НЛК). - Рост рынка логистических услуг напрямую связан с ростом и расширением присутствия компаний, пользующихся этими услугами, с приходом в регион крупных московских, федеральных и иностранных торговых компаний". В качестве примера логисты приводят работающих в Поволжье федеральных розничных операторов ("Перекресток", "Патэрсон", "Рамстор", "Пятерочка", "Магнит", "МИР", "М-видео", "Эльдорадо", "Техносила" и пр.), а также иностранные сети (Metro, Castorama, IKEA) и их поставщиков (оптовые и дистрибьюторские компании).

Ритейлеры меняют логистику

Развернув региональные сети, ритейлеры всерьез задумались над проблемой их снабжения и сейчас рассматривают варианты изменения своей логистической системы. В начале региональной экспансии в качестве логистических центров, обслуживающих провинциальные магазины, использовались распредцентры компаний в Москве и возможности поставщиков на местах. Так, магазины "Перекрестка" в Поволжье обслуживает московский логистический центр. "Он обеспечивает 60 - 65 процентов всего ассортимента, остальное доставляется непосредственно местными поставщиками", - говорит Владимир Рыжков, директор филиала "Самарский" ТД "Перекресток".

"Патэрсон" стремится минимизировать работу своего логистического центра на регионы, отдав логистику своих универсамов на аутсорсинг "Национальной логистической компании". "Из московского логистического центра мы стремимся привозить в регионы только то, что сложно доставить силами региональных дистрибьюторов и производителей. К примеру, в Челябинск нам приходилось привозить свежую рыбу самолетами", - рассказывает Надежда Сенюк, пресс-секретарь "Патэрсона". По ее словам, 60% так называемого "единого" ассортимента универсамов сети формируется за счет региональных дистрибьюторов федеральных производителей, 40% доставляется региональными компаниями. Доля региональных поставщиков сети "Рамстор", по данным компании, составляет порядка 70%. Но ставка на региональных поставщиков, которые должны поставлять продукцию в магазины сетей, не позволяет выстроить четкую систему учета и обеспечить ритмичность поставок, тем более когда число магазинов растет.

Сейчас ритейлеры, управляющие наиболее крупными сетями в Поволжье, обсуждают возможности построения региональной системы логистики. По словам Владимира Рыжкова, до недавнего времени над проектом регионального распредцентра "Перекрестка" работал менеджер головной компании Артур Длубак. "Распредцентр должен был разгрузить московский центр, взяв на себя обеспечение поставок в региональные магазины сети, - поясняет Рыжков. - Перекресток вел поиски площадки под строительство распредцентра в Самарской области, но сейчас этот проект заморожен. Руководство компании не одобрило затратную часть строительства объекта".

Но "Перекресток" не отказывается от своих планов. Недавно Виталий Подольский, финансовый директор "Перекрестка", подтвердил намерение компании построить в Самаре один из трех региональных распредцентров. Инвестиционная емкость проекта оценивается в 20 - 25 млн долларов, из расчета 800 - 1000 долларов в 1 кв. м.

По словам Рыжкова, вопрос о распредцентре становится актуальным. "Согласно технологическим принципам работы Перекрестка, распределительный центр необходим, если общее число магазинов достигает десяти. В Поволжье, исключая Нижний Новгород, сейчас работает уже семь магазинов сети", - замечает Владимир Рыжков.

С ним согласны в компании "Рамэнка". "Строительство собственного распределительного центра имеет смысл только при наличии определенного количества торговых объектов сети в регионе, - заметили в пресс-службе компании. - В настоящий момент у нас нет такой необходимости, но в будущем, по мере развития нашей торговой сети в Поволжье, мы будем рассматривать возможность строительства собственного распределительного центра". В течение ближайших двух лет "Рамэнка" намерена открыть еще как минимум три торговых объекта в Самаре и один в Тольятти.

По словам Инны Вожик, пресс-секретаря Metro Group, в компании обсуждается возможность создания регионального распределительного центра для Поволжья. А "Патэрсон" уже сейчас работает над новой концепцией логистики. "В связи с широким развитием private label и внедрением франчайзинговых проектов решено построить второй распределительный центр, ориентированный на регионы, предположительно - в Подмосковье. Сейчас идут предварительные консультации и поиск площадки под строительство", - говорит Надежда Сенюк.

Специалисты по логистике считают, что потребности региональных магазинов должен обеспечивать именно региональный центр. Вопросы его местоположения должны решаться в каждом конкретном случае индивидуально, исходя из объема рынка компании. Если же оператор осуществляет поставки по всему Поволжью, логисты рекомендуют располагать объект в Самаре. "В логистике считается приемлемым, если транспортное плечо составляет порядка 400 километров, а от Москвы или Нижнего Новгорода до Уфы или Казани гораздо дальше. Поэтому Самара, расположенная в географическом центре региона, наиболее привлекательна с точки зрения размещения логистических центров", - говорит Андрей Бобровский, директор по логистике СЛК. По его словам, СЛК, являющаяся партнером "Эльдорадо Поволжье", осуществляет поставки в магазины компании по всему Поволжью из своего терминала, расположенного под Самарой.

Подобный аргумент приводит и Анатолий Макаров, директор по развитию компании "Тандер-Самара", занимающейся поиском площадки в Самаре под строительство второго распределительного центра в регионе. "Выходя на рынок Поволжья, мы перепрофилировали купленное помещение в Тольятти под распределительный центр площадью 8 тысяч квадратных метров, но его возможностей нам не хватает. Кроме того, нам необходимо, чтобы к распредцентру подходила железнодорожная ветка", - говорит Анатолий Макаров. Согласно планам компании, самарский распредцентр должен занимать большую площадь и будет ориентирован на обслуживание магазинов сети в Самаре, Тольятти, Казани, Уфе, Набережных Челнах и Оренбурге.

В январе 2006 года региональный ритейлер "Самара-продукт" рассчитывает запустить офисно-складской комплекс класса А площадью 20 тыс. кв. м. Как пояснил менеджер компании, не пожелавший назвать своего имени, потребность в распределительном центре связана с ростом сети (в частности с выходом на рынок Димитровграда Ульяновской области) и необходимостью оптимизировать процесс поставок. Ритейлеры не готовы назвать предварительные суммы инвестиций, которых потребует реализация проектов. По оценке Андрея Иванова, затраты на строительство под ключ склада класса А без температурной зоны будут не менее 700 долларов на 1 кв. м. Если же учитывать обработку скоропортящихся продуктов, то затраты значительно превысят 1000 долларов за 1 кв. м.

Растет спрос на складские услуги

По словам Валерия Ткаченко, менеджера по работе с клиентами самарского офиса "Русской логистической службы", инвестировать в строительство собственных распредцентров ритейлеров заставляет дефицит приемлемых предложений на рынке. "Наиболее рационально для компании отдать логистику на аутсорсинг логистическому провайдеру, но в области мы пока единственный 3PLоператор (third party logistic provider - провайдер, обеспечивающий весь спектр логистических услуг), располагающий собственным терминалом высокого класса", - утверждает Андрей Бобровский.

Присутствие в Самаре поволжского терминала "Национальной логистической компании" ситуации не меняет. "Несмотря на большое количество складов, рынок складских услуг в Самарской области нельзя назвать сформировавшимся, - уверена Полина Винокурова. - По нашим оценкам, в ближайшие два-три года дефицит качественных складских услуг будет обостряться".

Прогнозируя увеличение спроса на них в регионе, НЛК планирует в 2006 году начать строительство складского комплекса класса А площадью 10 тыс. кв. м и емкостью 18 тыс. палетто-мест в 15 км от Самары. Масштабный проект развивает СЛК: три терминала класса А общей площадью 60 тыс. кв. м и терминал класса B площадью 25 тыс. кв. м.

Проекты выхода на рынок складской недвижимости с терминалами класса А вынашивают и самарские девелоперские компании - "ФОРРА", "Виктор и Ко", РСО "Прогресс". По мнению Андрея Бобровского, девелоперские проекты могут быть реализованы через год-два. "Пока высокий спрос на складскую логистику намечается только в перспективе. Он не гарантирован, и девелоперы, скорее всего, будут ждать, пока рынок не сформируется", - считает он.

Главными клиентами станут промышленники

В отличие от ритейла, логистика еще не стала "философией" промышленного производства. Крупные предприятия пока не готовы инвестировать в логистические терминалы. Между тем именно промышленность способна стать главным потребителем рынка таких услуг. "Сети, безусловно, сегодня подпирают рынок, - говорит Андрей Иванов. - Однако ритейл не будет основным клиентом логооператоров Поволжья завтра. Как только промышленность распробует логистический аутсорсинг, основные заказы пойдут от производственных компаний. Они станут главными клиентами". По замечанию Иванова, приход General Motors (GM) со своими логистическими требованиями оживил рынок соответствующих услуг в Тольятти.

Проекты формирования логистической системы, ориентированной на промышленные предприятия, реализуются в рамках федеральной программы "Терминал". Из масштабных проектов логотерминалов для промышленного производства можно назвать нижегородский "Логопром-Сормово". Кроме того, существует самарский проект мультимодального контейнерного терминала стоимостью более 1 млрд рублей в районе международного аэропорта "Курумоч". Этот объект администрация области анонсировала еще в 2002 году, но из-за отсутствия необходимых средств он пока остается только в планах.

Наталья Дядик
Эксперт-Волга
№1 (1) 07.11.2005 г.

© 2006-2018 ООО «Средневолжская Логистическая Компания»
Rambler's Top100 Rambler's Top100   Рейтинг LogLink.ru Российская Федерация, 446435, Самарская обл.,
г. Кинель, ул. Промышленная, 13
Web: http://www.svlk.ru, E-mail: info@svlk.ru
Разработка сайта, поддержка сайта

Разработка сайта, поддержка сайта — «Онлайн-Проект»