Логистика сегодня
Сегодня логистика - это:
Планирование и обеспечение материально-технического снабжения, подготовки и передвижения людей.
Организация службы тыла.
Материально-техническое обеспечение магазина.
Тыл и снабжение, материально-техническое снабжение, работа тыла.
Движение материалов и запасов.
Наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
Сегодня помимо этих классических аспектов выделяют также анализ рынка поставщиков и потребителей, координацию спроса и предложения на рынке товаров и услуг, а также гармонизацию интересов всех игроков логистической системы. В этом случае многие функции маркетинга переходят к логистике.
В настоящее время насчитывается множество видов логистики. Вот некоторые из них:
транспортная логистика (и автотранспортная логистика в частности)
складская логистика (логистика складирования)
коммерческая логистика
информационная логистика
маркетинговая логистика
закупочная логистика
производственная логистика
промышленная логистика
логистика распределения (распределительная или сбытовая логистика)
По цепочке, связывающей поставщика с потребителем, движется не только товар – материальный поток, но и информация, которую можно разделить на три вида. Это информация:
опережающая (предварительная);
поступающая одновременно с материальным потоком (например, о количественных и качественных его параметрах);
поступающая вслед за материальным потоком (например, различные подтверждения или претензии).
В экономической литературе логистическую систему делят на макро- и микрологистику. Макрологистика анализирует рынок поставщиков и потребителей, разрабатывает общую концепцию распределения товаров, занимается размещением распределительных центров и выбором наиболее эффективного вида транспорта. Микрологистика же решает проблемы в рамках отдельных звеньев логистики (например, внутрипроизводственная логистика). Микрологистика обеспечивает операции по планированию, подготовке, реализации и контролю над процессами перемещения товаров внутри промышленных предприятий.
Предприятие может управляться традиционно или логистически.
В течение длительного времени традиционная производственно-сбытовая деятельность базировалась на том, что колебания спроса на продукцию того или иного производства регулировались запасами этой продукции. Производство работало в собственном ритме, а запасы готовой продукции создавались, по существу, "на всякий случай". Недостатки такой организации производства были очевидны. Помимо омертвления значительных средств в виде создания пока что не востребованных запасов, возникают издержки на их хранение и, следовательно, увеличивается стоимость продукции. В конечном счете, это затрудняет (если не исключает полностью) проведение эффективной и выгодной ценовой и технической политики.
Логистическая концепция организации производства включает следующие основные положения:
отказ от избыточных запасов;
отказ от завышенного времени на выполнение основных транспортно-складских операций;
отказ от изготовления продукции, на которую нет заказа покупателей;
устранение простоев основного оборудования;
обязательное устранение брака;
устранение нерациональных внутризаводских перевозок;
превращение поставщиков из противостоящей стороны в доброжелательных партнеров.